вторник, 29 октября 2013 г.

Через тернии к звездам, или рассказ о том, как труд сделал из горожанки человека!





Показал садовод нам такой огород
Где на грядках, засеянных густо
Огурбузы росли, помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел и моркофель дозрел
Стал уже распускаться спаржовник.
И таких баклачков и мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник!

                            (Из детской книжки)


Откуда у меня – дитя асфальта, такая любовь к земле не может объяснить никто. Все началось в постперестроечное время,  когда людям выдавали дачные участки, чтобы они не умерли с голода. Папа взял нам с мамой огород, «чтобы мы игрались». Вы представляете: поле, разделенное на заплатки огородов, которое возделывают музыканты?

         Посмотреть на головастика, выловленного из придорожной канавы, сбегался практически весь «оркестр». Сосед по огороду полу-удивленно, полу-саркастически восклицал: «Ну надо же! Посадил ведро картошки, а выкопал полтора! Откуда еще полведра взялось?!»
         Четыре колышка и над ними простыня – палатка от зноя, картошка в мундирах, черный хлеб и сало – «обед тракториста»… Многие помнят эти картинки прошлого.
         Но ни это, ни обгоревшие плечи, ни лопата и тяпка, с которой приходилось ездить в трамваях и автобусах через весь город не отбили зародившуюся любовь к земле. Не смогли ее отбить даже горы кабачков (единственное, что уродилось в первый год) в коридоре.

         Мы были не просто огородниками, мы ко всему подходили творчески! Ничего, что не уродилась картошка и засохли помидоры! Зато нам удалось вырастить топинамбур, 7 кустиков арахиса и календулу!

За два года огородничества мы научились азам возделывания земли, узнали, что если точить тяпку – ей гораздо легче «пахать», узнали все блюда из кабачков (от консервированных кабачков по-чеченски, на которых подсадили пол-Тамбова, до «ананасного варенья», не говоря о классических драниках. Кстати, удивительное дело, если консервировать вместе огурцы и кабачки – то кабачки становятся значительно вкуснее своих пупырчатых собратьев!) 
Следующее тесное общение с землей у меня состоялось после замужества. Свекровля обучила меня классическим способам возделывания земли с перекопкой, тяпаньем, поливами и снова тяпаньем. И тут мне попала в руки книга Курдюмова, потом еще одна….
         Когда я вместо рыхления стала мульчировать почву (а в глазах «староверов» это выглядело как посыпание чистой земли травой), когда вместо стояния памятником «женщина со шлангом» я стала вкапывать емкости для воды в землю и лить воду в них, - мне опасливо выделили грядку для опытов, а к остальным запретили приближаться. Правда, когда у меня выросла 18-килограммовая тыква  - я была несколько реабилитирована в глазах наших родителей, но все равно мои клумбо-грядки никак не вязались в их представлении с серьезным земледелием.
         Несколько лет назад мы с мужем взяли в аренду дачу. И только романтизм и влюбленность помогли нам преодолеть весь ужас 10 соток, поросших травой до уровня забора. Песня «На дальней станции сойду – трава по по-о-о-ояс!» пелась…нет, не про нашу дачу. У нас трава была «по ше-е-е-ю».
И в этой траве мы находили не только кусты смородины и крыжовника. Но и деревья вишни и айвы. Как-то раз, удобряя грядки пометом, я спросила у мужа: «Скажи мне, дорогой, а ты когда-нибудь проводил время с женщиной, поливая землю г…м?»
И вот, наконец, то, к чему мы шли, о чем мечтали почти 20 лет: своя дача! Она стоила, чтобы ее столько ждать!
Домик с мезонином, прекрасная беседка, обвитая виноградом! А винограда там огромное количество!!! И белый и темный и розовый, и ранний и поздний!
Яблок там …как бы это помягче сказать…э-э-э-э…огромное множество!!!!!!!!!!! Нереальное количество!!!!! Очень много сортов и самих деревьев. Гроздья винограда висят огромные! Особо красивые экземпляры длиной до 25 см.
Крыжовник тоже разных сортов и черный, и белый, и всяко-разный!   
Несколько сортов груш, японская айва цветущая весной ярко-оранжевыми цветами, и крупноплодная алыча, и светло-розовая слива с куриное яйцо, и белая слива и еще какая-то… Много персиковых деревьев, черноплодная рябина, вишня, фундук и даже инжир... Есть калина, малина и ежевика.
         Все овощное приданное в лице помидоров, перцев, баклажан, огурцов, туршевой фасоли, свеклы, моркови, зелени….хозяйка оставила нам, так как покупали мы дачу летом.
Еще там есть горный чеснок – это нечто среднее между черемшой и обычным чесноком.
Растет по виду как трава, а сорвешь – пахнет чесноком! Когда хозяйка стала рассказывать, как вкусно его есть в салате со сметаной – я чуть слюной не захлебнулась
А в беседке так уютно! Там стоит стол, вокруг которого развалился старый, вальяжный диван и выпрямив спинки стоят солдатики-стулья. Над столом есть лампа, так что длинными летними вечерами можно сидеть семьей вокруг стола и вести разговоры под шкварчание жареной картошечки и свежепойманной рыбки! А в конце улицы пляж и рыбалка.
         Хозяин работал в институте садоводства и виноградарства и напривозил себе самых «фильдеперсовых»  саженцев, корней винограда и семян.
         И теперь 8 соток этого удовольствия в полном нашем распоряжении, а вместе с ними и накопленный опыт, достижения современной селекции и Интернет!
         Быть может в моем рассказе нет ценных садоводческих изысканий, нет новых (и даже старых) земледельческих приемов и мастер-классов, но я хотела лишь  показать начинающим «земледельцам», таким, какой я была 25 лет назад, что единственное условие для успешного дачничества, доставляющего удовольствие и приносящего плоды – любовь (и уважение!) к земле, и стремление ее понять, а еще желание узнать и попробовать побольше! И тогда у вас и огурбузы будут, и помидыни такие, что только успевай перерабатывать!


12 комментариев:

  1. Сижу с отвисшей до пола челюстью и никак не могу подобрать её назад!!! Ничего себе горожанка!!! Да ты мичуринка!
    Я тоже пробую мульчировать почву и в этом году впервые вкапывала бутылки в землю - пока опыта никакого! Так что делись, родная!!! на тебя вся надежда!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня,а бутылки в землю для чего? Я такого не знаю...Просвятите темноту...пож-ста...:)

      Удалить
    2. Танюшка, договорились! Сокращаю кулинарные посты - буду частить с дачными ))) А вообще-то вчера поймала себя на мысли - блог-то открывала рукодельный. А сама про что угодно пишу, только не про рукоделие )))))))))

      Удалить
    3. Аллочка, бутылки в землю вкапывают: 1. чтобы наделать в них дырочек, отрезать дно, налить воду и устроить капельный полив - это очень удобно и комфортно для растений. 2. В них наливают воду и кладут вокруг растений, а еще лучше в теплице. За день вода нагревается, а ночью отдает тепло, тем самым согревая воздух вокруг растений. 3. Ну, и еще бутылками отгораживают клумбы. Такой себе сельский дизайн. )))))))))))))

      Удалить
    4. Лариса, а я сначала писала про всё подряд, а теперь узкосцециализировалась))))) Так что у тебя ещё всё впереди))))

      Удалить
    5. Танюша, может быть я выговорюсь и тоже специализируюсь на чем-нибудь узком? "Ходите узкими вратами" (с)

      Удалить
  2. Прямо так сразу дачу захотелось... свою.. и чтоб уже всё там росло и цвело)))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Олечка, эта дача, про которую я пишу здесь стала братской. А у нас теперь появилась своя! Так что теперь я буду сразу про две дачи писать! )))))

      Удалить
  3. Читаю и рыдаю от зависти.У нас вААще не растут фруктовые деревья,что я только не пробовала садить,всё погибает в этой известковой земле.А у тебя...мамма дорогая,чего только нет...Но почему нет фотодоказательств??? Хорошо ещё дитя с веткой винограда доказывает истину рассказанного тобой... Короче читаю-читаю,и вдруг меня посещает мысль,что не знаю чей блог читаю.Заходила в Ларисе Вербицкой,а попала к какой-то Мичуринке...Вот,пришлось всё прокрутить вверх и убедиться,что я в правильном блоге! Ну ты меня удивила!!!:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аллочка, дорогая, мне знакома эта беда. У нас на маминой даче была не земля - а сплошной глинозем! Мы в больших количествах заготавливали перегной, рыли ямы, заполняли их перегноем и в них сажали кусты и молодые деревца, Правда, в "заготовке перегноя" доходила до абсурда. На перегнойную кучу выносились не только листья и скошенная трава, но и все остатки со стола (кроме жира и костей), все очистки, и даже семечная шелуха, спитой чай, молотый кофе, и т.д.
      Кстати, могу про перегнойную кучу пост написать... )))) Это прилично? ))))))))

      Удалить
    2. Лариса, пиши! Я вот прямо с удовольствием почитаю! Мне всё интересно - и про рукоделие и про перегной и вообще "за жизнь")))

      Удалить