вторник, 1 апреля 2014 г.

Компостная куча - романтика и методология )))

Всем дачникам известно - что компостная куча - источник дешевого, если не сказать бесплатного удобрения для всех растений!
И весь растительный мусор: очистки, сорняки, сухую листву, семечную (луковую) шелуху, старые варенья, компоты                (бактерии любят сладенькое!) и даже спиртное (вы даже не представляете - на что способны разгулявшиеся бактерии!) просто необходимо сваливать в эту кучу!
А вам за это через пару-тройку лет будет счастье!  будет гора первосортного перегноя, в котором все растет, как на дрожжах! 
 Ну, че я вам прописные истины объясняю? Ведь вы это и без меня все это знаете! Так вот я... Ага! Собралась построить компостную кучу... В идеале такую: 

Ну, или чтобы сразу наслаждаться эстетикой такую:



Или такую:


Потом посмотрела на свои руки... Вспомнила обещание мужа.. Вернее его список дел по даче, которые он сделает прежде, чем "вобьет мне кол". Даже "три кола"... (Так мы окрестили металлическую шпалеру для ежевичной малины).
 И поняла две вещи:

  1. Компостную кучу, раз уж приспичило, придется делать мне самой.
  2. Делать я ее буду как умею и из подручных материалов.
Самые подручные материалы - это деревянные поддоны или шифер.



В принципе, вот такие варианты меня вполне бы устроили. У меня есть укромный уголок в тени, под фундуком. Кучи не будут мозолить глаза и в то же время будут находиться всегда под рукой. 
Первое "гениальное" расположение компоста было в самом дальнем углу дачи... Ох, сколько я километров натопала в обнимку с охапками душистого сорняка!


Итак, место утверждено, материал выбран, сорняка будет - хоть завались!Вы думаете, я сейчас начну показывать что получилось у меня? Пока нет... Пока только идеи, надерганные из мировой сети... Поделиться для вдохновения?
Вот, например, какая красота: компост зреет, а на нем тыквы или огурцы зреют!
А меня так на компостной куче два тонюсеньких прутика дикого шиповника посажены были... А сейчас вымахали... Ветки беседку вокруг куста образуют, а ягоды - "с кулак"! Думаю, и огурцам будет очень уютно на такой грядке... А перегноя не жалко - на всех хватит... 






Перегной зреет с участием кислорода (иначе идет гниение). Поэтому, чтобы чтобы перегнойная куча быстрей созрела - ее несколько раз за сезон перекидывают вилами. А если вы, как и я, сторонник ленивого земледелия - можно просто сделать стенки ящика сетчатыми, чтобы воздух естественным путем попадал в перегной.  






Вот такая мысль мне нравится - сделать временный вигвам из шифера. Как много у нас его по даче навалено. То там, то там натыкаюсь на "как бы нужные" листы, полулисты, четвертьлисты и "недолисточки" шифера... Мелочь складывается в ведра и отправляется туда, где будет фундамент... А вот более крупные... В общем, хорошая идея!

Вот так... Начали произведениями искусства - закончили шифером... Но это уже лучше, чем куча мусора компоста, возвышающаяся под калиной. Попробую. Слеплю, из того, что было. А потом покажу вам, что у меня получилось... 

32 комментария:

  1. Лариса, какая животрепещущая тема))) для меня!
    Тоже мечтаю о такой куче...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анечка. чую - мы с тобой в дачеводстве идем "ноздря в ноздрю"! Только ты особо не усердствуй в этом году... пожалей себя!

      Удалить
    2. Ларис, у меня все без фанатизма)))
      "Хочу котлеты ем, хочу на транзисторе играю")))
      На моей даче травищи море и все растет...ну почти все)))

      Удалить
    3. Я буду в этом году побольше "травы" для чая сажать... и сушишь, сушить травяные чаи.... Напомни, что ты для чая сажаешь?

      Удалить

  2. мы с дочкой сделали из поддонов кирпичных (5 штук) скрепили их уголками металлическими, внизу, где щели, присверлили доски, примерно на 40-50 см. всё, что выше - аэрируется. похожи на твои фотки (из поддонов).
    муж сделал вид, что не понимает, что я от него хочу ))

    полностью они не наполняются. никогда. начиная с весны она пустая, за лето наполняем. осенью-всё в посадочные ямы. весной- всё по новой.
    я никогда не кидаю туда траву. только кухонные отходы!

    тема мусора в частном доме очень больная. у меня, как в Европе. три вида отходов: неперерабатывааемые, органика (для компоста) и сжигаемые. для сжигаемых планирую выкопать яму ( примерно метр) и обложить камнем, типа камина. чтобы выглядело цивильно и ветер не разносил. пластик стараюсь не жечь. только не смейтесь - я вожу его в Ростов -))) и выкидываю там в жбаны ))

    и ещё в планах построить цивильный компостный ящик из кирпича.с нижней аэрацией и крышкой.пол там не нужен. пусть стоит на земле. это не критично. земляная влага даже полезна, на мой взгляд. опыт показал. что вещь эта очень нужная.
    спасибо за тему,Лариса.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. у меня конструкция, как на пятом фото (с зелёным шлангом)
      два отсека. только поддоны на фото евро, а у меня из тонкой рейки. обычные.
      на мой взгляд, удачная конструкция. два отсека. у меня она вообще не наполняется. только один отсек. во втором сейчас свалка бумажная. завалена коробками из-под детского питания на сжигание.
      и мой ящик в тени соседских деревьев и накрыт нетканым материалом. и все равно по лету сохнет. его желательно поливать. думаю, ты и сама об этом знаешь -))

      Удалить
    2. Ну ты Насть даешь!!!! Сама сооружения строишь?!
      А я как девочка, сижу и жду...и до сих пор без компостной ямы)))
      Мужчины что в Ростове, зто на Алтае...)

      Удалить
    3. уже не строю сама.. как ты учила. тоже сижу и жду.
      на своём стуле ))))))))

      Удалить
    4. А мне, пока будет идти основная стройка, не придется ждать милостей от природы... Эх, возьму в руки молоток, молоток...

      Удалить
  3. ой, как я это дело дачное люблю!
    Классные идеи!!

    ОтветитьУдалить
  4. ОГО, сколько написала, Настенька!!!
    1. А почему не кладешь траву в компост?
    2. Мысль перекладывать недозрелый компост в грядки мне тоже приходила, только очень уж это дело трудоемкое... Подожду, пока муж со стройкой закончит... А там уж он подключится... (надеюсь)
    3. Идея с "камином" для сжигания мне очень понравилась... Буду ее думать...
    4. У Курдюмова читала, что пол в компостном ящике наоборот приветствуется... Иначе масса полезных веществ с дождями (поливом) уходит в почву. Думаю, если сделать эти ящики под деревом - питательные вещества будут идти к его корням, что в принципе, полезно... А с трех сторон, например, обсадить кустами...
    Ой, как же приятно встретить соратников!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. оно само написалось -))) видимо, хочется поделиться опытом.

      у нас дурная ,сорная , с семенами, трава. зачем она мне в компосте?!
      ну, амброзия огромная или полынь. огромные кусты. а мелкую траву я кошу.
      я ОЧЕНЬ жалею, что не купила газонокосилку с травосборником!!!
      вот это удобрение! скосил, высыпал в компост сочную маленькую травку и не паришься по поводу витаминов. но я пожадничала при покупке косилки. она хорошая у меня, металлический корпус, но без бака. -(
      кто в выборе - не скупитесь. не пожалеете.
      по поводу слоёв в куче, которые рисуют-раньше я тоже в это верила. )) на деле это совершенно не так. начинаешь понимать, что компостная куча не требует наших трудозатрат в той степени, в какой о ней пишут. всё намного проще.
      Лариса, буду с нетерпением ждать результатов твоего творческого проекта. удачи тебе ! )

      Удалить
    2. Спасибо, солнышко!
      Счастливая, у тебя газон есть... А мне баклажаны сажать некуда... Грядок не хватает!

      Удалить
    3. да нет,Ларис,у меня не газон. просто травы. если их не косить-вырастут по плечо. мы же ничего не сажаем почти.

      насчёт молотка-замени его шуруповёртом. он стоит рублей 800 кажется.
      я когда взяла его в руки, пару шурупчиков первых закрутила, вошла во вкус, ходила как робот Вертер, не знала, что замастырить.

      вот и придумала компостный ящик и скамейки всякие. -))
      а молоток ,ИМХО, прошлый век. он как-то непредсказуемо себя ведет...
      и шуруп-как вязание- всегда можно вещь разобрать без проблем.
      (боже, что мы обсуждаем?!) =))

      Удалить
    4. Ща скажу крамолу: "Два года уговаривала мужа купить шуруповерт!"
      Уговорила. Теперь он сам в него играется - мне редко достается это удовольствие...
      А еще поймала себя за странным занятием. Хожу по городу - высматриваю поддоны... Скажите, люди, это уже клиника? ))))))))

      Удалить
    5. У-у-у... Увидела вожделенное слово - "шуруповерт" ))) Я его уже третий год у всех знакомых на День Рождение прошу)))) Смеются и не дарят... А у самой все время руки не доходят купить. Всегда более насущные нужности есть)

      Удалить
    6. Тонечка, проси деньги на шуруповерт! А пока выбирай подходящую модель! Я так многой техникой обзавелась ;)

      Удалить
  5. О, класс какой! У свекров в деревне, где мы летом отдыхаем с детворой, просто яма, в которую все тупо сбрасывается, выглядит, прямо скажем, неэстетично, а за эстетикой в этой семье гонюсь одна я... так что и воплощать идеи, видимо, придется мне )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да... Я в прошлой семье тоже старалась украсить быт под недоумевающие взгляды...
      Надеюсь, тебя поддерживают в твоем старании украсить этот мир! )))) А сколько в тырнете идей украшения перегнойных ям!!!

      Удалить
  6. Я тоже хочу цивильную яму.....

    ОтветитьУдалить
  7. Повеселилась :))) Спасибо :)) А я ныне белоручка, свекровь убила во мне желание ей помогать, т.ч. возьму все на вооружение :) информация полезная :)
    Свекровь делает просто кучу, а как-то раз озаботилась тем, что я не экономлю денюжку и покупаю землю в магазине для петуний (раньше на балкон летом сажала), и вот она мне весь мозг проела и я согласилась взять пакетик с компостной кучи (она уже типа готова была), приехала, свалила этот мешок на балкон, открыла через несколько дней, а оттуда как хлынет жизнь в разные стороны :)))) После этого с дачи ни-ни :)

    Посмотрела, подумала, а ведь все варианты хороши, при любом раскладе будет аккуратно

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я раньше часто слышала, что почву перед посадкой рассады надо прогревать в духовке... Ну, я же умная, я же знаю, что при прогревании все полезные бактерии погибают... А в этом году, когда и у меня из ведра компоста периодически "выплескивалась" жизнь - я пришла к выводу, что может не такие и дураки были эти, которые советовали прокаливать земельку...)))))))))))))

      Да, по сравнению с кучей - любой вариант перегнойной конструкции лучше!

      Удалить
    2. :)))) Как-то себе мало представляю: пока я вытряхиваю землю на противень, жизнь вся в приступе самосохранения разбегается в разные стороны :))) или пока не отправится к предкам - облепит мне стекло в духовке, а потом собирай совочком, фууу

      Удалить
    3. ха-ха-ха!!!! Ну, повеселила!!!!!!!!!!!!

      Удалить
  8. Какие идеи классные) Мне до цивилизации еще шаманить и шаманить)))
    Мне уже интересно, что у тебя выйдет)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пока вышла куча, уложенная оригинальными слоями: трава, трава с корнями (не пырей), старые книги и журналы, убитые водой (разбирали разрушенный сарай), снова трава с корнями и несколько ведер зеленухи. Это за два выходных. Пока стенки поставить не успела. только листы шифера рядом положили )))

      Удалить
  9. Ларис,тема тоже для меня актуальная,так как в этом году начала осваивать огородную науку.Под компост тоже муж соорудил два ящика из поддонов,в одном компост,в другом просто ветки и земля ,на которой посажены кабачки,на следующий год планирую верх компоста засыпать землей и посадить огурцы,а второй освободить и начать закладку нового компоста.Я писала о своем огороде в блоге,будет интересно -загляни.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я в этом году на еще недопревших кучах сажала кукурузу (что добру пропадать). Кукуруза выросла выше меня ростом!
      Спасибо за приглашение... Пойду в гости )))

      Удалить
  10. Тема очень актуальная. Я решила тоже немножко в ней поучаствовать. Я, девушка, если прямо сказать, то уже в преклонном возрасте, через две недели мне стукнет 70. Дача у нас с мужем с 90-ого года прошлого столетия. Это тогда у меня были силы даже перекопать 6 соток по осени, а сейчас "силов" больших у меня уже нет и делаю я все по облегченному варианту. Компостных куч у нас сразу 4 штуки. Одна - это почти стационарный вариант, заполняется и опорожняется по мере созревания, расположена подальше от глаз за ширмой из кустов калины и черноплодной рябины ( я им не даю вырастать высокими и приветствую кустовую форму роста). Три других компостныз кучи - это пластиковое сетчатое ограждение, купленное в магазине, высота 1,5м, длина 4,5м. Мы эту сетку разделили по высоте на 3 одинаковых куска. Свернув кусок в цилиндр, так чтобы стенки этого цилиндра были двойными для прочности и устойчивости, нужно связать концы проволокой и установить на проектное место. Раньше, по Курдюмову, я застилала основание старыми журналами, газетами, картоном, от прорастания сорняков снизу. Теперь нет, сорняки как-то перестали под кучами расти. Сажала в эти кучи кабачки паттисоны. Растут прекрасно! Нам стольно не надо. Решила в следующем году посадить в одну кучу кабачки - три штуки, другую - дыню, а третью - арбуз. Сейчас эти емкости активно заполняются свежими отходами с огорода. Ведь не секрет, что слой компоста уменьшается при перегнивании и при выращивании в куче овощей. Небольшой совет: не сажайте клубнику в такие кучи - ей не хватает там воды, корни у нее короткие, а верхний слой здорово просыхает, а вот кабачки и тыквы имеют длинные корни и с ними проще, хотя регулярный и обильный полив они тоже обожают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дорогая моя тезка! Во-первых, с наступающим!!! Счастья, здоровья, любви, побольше радости от жизни и урожая на даче!
      Очень заинтересовало сетчатое ограждение. Какое именно и как оно выглядит - логика понятна и мне очень понравилась. не вываливается ли перегной? Как часто поливаете? Какой диаметр получается у этих "тумб"?

      Удалить